Сегодня окончание школы будет праздновать поколение, которое было рождено после распада СССР – 1991-1992 г.г. Какое наследство получили несоветские дети? Каково их развитие? Какими они стали? Что они думают о своем поколении?
Сначала вспомним немного истории, 8 декабря 1991 года главы Украины, России, Белоруссии в Беловежской пуще подписали акт о прекращении существования СССР и создании нового объекта международного права – Союза Независимых Государств (СНГ).
Экономические реформы базируются на методах «шоковой терапии». Первыми ласточками результатов реформ стало: рост цен, обесценивание вкладов, снижение курса рубля и благосостояния народа. Большинство людей оказалось за чертой бедности. Население обнищало, разорены промышленность и отрасли сельского хозяйства.
В системе образования поколение этих лет оказалось подопытным кроликом. Все школьное обучение проходило как эксперимент. Главное в нем было то, что каждая школа, лицей, гимназия, многие учители могли работать по своей индивидуальной программе. В результате этого стали проявляться недочеты в работе, такие как потеря преемственности между начальной и старшей школой. Главный результат: мальчики, поступившие в школу в 7 лет, работающую по системе 1-4; класс, потеряли возможность продолжать свое образование и должны быть призваны в ряды вооруженных сил.
Но самым основным экспериментом для сегодняшних выпускников стало внешнее независимое тестирование. Без его позитивных результатов невозможно поступить в любой ВУЗ страны. На аттестат перестали влиять итоги экзаменов. Исследовательский центр «Super» провел опрос и итоги таковы: продолжить обучение в ВУЗах готовы 76%, в техникумах – 11%, будут учиться за рубежом – 2%, пойдут работать – 1%, остальные, 5% – не хотят ни учиться, ни работать.
В свое время Лион Фейхтвангер высказал очень четкое определение: «Дети гораздо больше похожи на свое время, чем на родителей». Поколение, рожденное в 90-е годы и получившее образование и понимание жизни – это маленькие зверушки, которые могут кусаться.
Более благодатные 2000 годы, они формировали новые идеалы жизни, где главным приоритетом стали удовольствие и деньги. Но с приходом кризиса эти ценности лопнули как мыльный пузырь. У этих детей утрачено понятие дружбы, никто не хочет отвечать за коллектив, а только сам за себя. Чтение уходит далеко на задний план, но они гораздо более информированы за счет внедрения компьютерных технологий. Это носит узконаправленный характер – им нужно только то, что представляет для них интерес. Юноши и девушки жестоки и развязны, что не было позволено их родителям – хамят старшим, употребляют ненормативную, сленговую лексику, но при этом они не избегают работы и готовы иметь приработок при любом удобном случае, предприимчивость выходит на первый план. Их мечта – собственный дом, автомобиль, качественное питание, одежда и возможность хорошо отдохнуть.
Ученые-педагоги провели опросы-исследования и определили, что большинство детей из семей интеллигенции, рабочих и зажиточных людей во главу угла ставят свободу, сюда же включают самореализацию и личное счастье. На самом последнем месте стоит власть и богатство.
У молодежи 2000-х кумирами являются: Том Круз, лидеры рок-групп, мисс Вселенная, очень редко были названы собственные мать и отец. Эти ребята самоуверенны, большинство ответили, что обязательно станут состоятельными и успешными людьми без особых на то усилий. И через лет 25 займут высокие посты и будут иметь крепкие многодетные семьи. Ровно половина опрошенных имеют желание обосноваться за границей, но только в развитых капиталистических странах. Другая половина ответила, что хочет жить на своей исконной родине, но при другой политической обстановке, с другой властью – справедливой стране, где каждый получит по заслугам.
|