Развлечения Кривого Рога, к сожалению, не включают в свой список концерты классической музыки: маловато у нас почитателей классики на душу населения. Потому и заезжих звезд-дирижеров со своими оркестрами к нам не приглашают. Но дирижерская палочка знакома всем, хотя бы в телевизоре да видели. Знакома - да не знакома, никто о ней ничего толком не знает, кроме очевидного факта, что ею машут для руководства музыкантами.
Всем известно, как выглядит дирижерская палочка. Посмотрим на это «орудие музыкального руководства» со стороны известных фактов о ней. Что это – орудие убийства, предмет роскоши или все-таки повод «зарисоваться»? Итак 12 фактов о дирижерской палочке.
1. Палочка считается продолжением руки. Она должна быть светлой, чтобы выделяться в темноте, при которой часто проходят концерты классической музыки.
2. Цена палочки - около 15 долларов.
3. Средняя длина – 75 см.
4. Обычные палочки делают из бука, клена, яблони, ореха, березы или красного дерева. Но дирижер не обидится, если ему подарят палочку из золота или серебра. Особо именитые музыканты удостаиваются палочек, украшенных драгоценными камнями.
5. Праотцовство дирижерской палочки точно не установлено. Одни мастера раньше дирижировали смычками от скрипок или свернутыми в рулон нотами. «Свадебный» композитор Мендельсон использовал для руководства оркестром обтянутые кожей трости, а композитор Гектор Берлиоз отдавал предпочтение обычным веткам.
6. Палочка имеет ручку. Ручки могут иметь форму яйца или форму раздавленной улитки. Каждый маэстро выбирает, что ему сподручней.
7. Дирижер Валерий Гергиев с собой возит целый набор дирижерских палочек, и никого к ним и на шаг не подпускает. В последние годы он «руководит» ну очень короткими палочками (критикам порой даже кажется, что маэстро дирижирует зубочисткой).
8. Как известно, дирижируют не только музыкантами, но и хором. Так вот, хоровики (так исторически сложилось) предпочитают только чистые руки (наверное, неприятно, когда перед носом машут острой штуковиной). Если исполняется что-то типа оратории, где есть и хор, и оркестр, то дирижер в угоду певцам, как правило, обходится без палочки.
9. Некоторые дирижеры любят откладывать свое орудие руководства, особенно в не слишком быстрых по темпу произведениях (или их частях). Строгие ценители искусства считают, что это чистой воды выпендреж.
10. В XIX столетии в одном из парижских театров, когда в середине оперетты Оффенбаха вдруг погас свет, дирижер не растерялся, достал из кармана сигару, зажег ее и продолжил с ее помощью свою работу. Это, пожалуй, самая необычная палочка в истории музыки.
11. Самое знаменитое увечье от дирижерской палочки получил придворный композитор Жан Батист Люлли, служивший у короля-Солнца - Людовика XIV. Тогда палочка была далека от своей нынешней «дюймовочки» и напоминала собой огромную палицу длиной в человеческий рост. Разучивая с оркестром очередной музыкальный опус, Люлли случайно долбанул себе этой клюкой по ноге и вскоре умер от гангрены.
12. Самым скупым на дирижерские движения считается Фриц Райнер, руководитель Чикагского оркестра. Его палочка почти не двигалась, заставляя музыкантов напряженно следить за ней. Измученный такой манерой Райнера, главный контрабасист принес на очередную репетицию телескоп, через который и поглядывал на дирижера. Тот оставался невозмутимым, и только в конце репетиции написал что-то на бумаге и показал контрабасисту. Через телескоп он прочитал: «Вы уволены».
Источник: http://gde.biz.ua
|