Как показывает многолетняя практика, как мировая, так и отечественная, наиболее сложным вопросом, с которым сталкиваются предприниматели, является грамотное бюджетирование компании. Совокупность факторов, которые необходимо при этом учитывать, ставит в тупик многих, даже опытных бизнесменов.
К таким факторам, в частности, относятся:
- размер компании;
- автоматизация бизнес-процессов (ее наличие либо отсутствие, в положительном случае – степень автоматизации);
- связь структурных подразделений между собой.
Немаловажный вопрос о распределении ответственности за расходную часть бюджета может породить и нередко порождает расхождения в логике ведения бизнеса и логике, на которой построена система бюджетирования. Результатом становится крайне низкая эффективность всей системы бюджетирования, что никак не может быть отнесено к условиям успешного ведения бизнеса.
Бюджетная модель должна обладать известной гибкостью, что достигается, прежде всего, отсутствием лишних звеньев, неоправданно нагружающих всю структуру.
Практическая реализация
Деятельность любой бизнес-структуры предполагает наличие трех основных направлений: операционного, проектного и вспомогательного.
Очевидно, что первое направление является определяющим, то есть именно от него зависят успешность фирмы в целом, прибыль и выполнение уставных задач. Проектное направление при всей своей значимости востребовано периодически – им определяется вектор стратегического интереса на определенном этапе, развитие и совершенствование как отдельных компонентов, так и всей компании. Вспомогательное направление в соответствии с названием несет обеспечивающую нагрузку.
Качественное планирование предполагает выделение основных направлений – для формирования бюджета, включающего доходную и расходную часть. Повышение ответственности каждого структурного звена достигается при этом назначением руководителя, отвечающего за успешную реализацию поставленных задач, а также за расходование выделенных средств. Такое решение мобилизует персонал компании, а личная ответственность руководителя направления позволяет руководству компании сосредоточится на решении стратегических задач, не отвлекаясь на относительно малозначительные.
В частности, операционная деятельность может быть разбита на несколько таких направлений (производство, реализация, контроль качества и т.п.). Вспомогательная деятельность в зависимости от конкретных задач, стоящих перед ней, также может быть детализирована:
- на решение кадровых вопросов, работу с персоналом;
- на снабжение;
- административно-хозяйственное обеспечение и т.п.
Проектная деятельность предполагает разграничение задач подобного направления – план выпуска новой продукции, реклама, открытие филиалов и пр.
Обеспечение бесперебойной деятельности каждого звена обеспечивается, как уже отмечалось, четкой организацией структуры каждого направления – наделение руководителей контрольными полномочиями, утверждение обязанностей персонала с детальным перечнем функциональных обязанностей. Материальный стимул, грамотно применяемый и неукоснительно соблюдаемый, способствует гармоничному сочетанию репрессивных и поощрительных факторов (сочетание этих двух факторов способствует серьезному повышению эффективности всего бизнеса).
Финансовый аутсорсинг
В последние годы отечественный бизнес, активно перенимающий лучшие черты мирового опыта предпринимательства, стал все чаще применять делегирование второстепенных направлений сторонним организациям. Аутсорсинг финансовых функций, например, позволяет достичь выигрыша сразу в нескольких позициях:
- решением периодически возникающих вопросов с налоговыми органами занимаются профессионалы – сотрудники специализированной компании, обладающие необходимым опытом в данной сфере деятельности, имеющие необходимые связи и т.п.;
- они же способны в кратчайшие сроки с высокой степенью профессионализма составлять периодические финансовые отчеты, сметы, необходимые для работы;
- привлечение аутсорсера дает возможность сократить расходы, связанные с выплатой заработной платы штатным бухгалтерам, специфическим дорогостоящим программным обеспечением и т.п.;
- компания-аутсорсер, действующая на основе договора, не сможет сорвать запланированные мероприятия из-за болезни, недисциплинированности и прочих причин, не подвергшись штрафным санкциям.
Таким образом, бюджетирование компании – сложный и многогранный, но вполне осуществимый процесс. Гибкость руководителя в сочетании с применением проверенных схем по планированию и организации бизнеса гарантирует неизменно положительный результат.
|