Когда речь заходит о раннем обучении, то в понимании большинства взрослых это означает, что с малышами занимаются по той или иной методике. В это же время многие другие даже и не представляют, что к обучению малыша можно подходить серьезно. Несомненно, ребенок и без вашей помощи научится ползать, ходить, играть. Если вы организуете его игры, то он пойдет в 10 месяцев, а без них ? в 11 месяцев. Согласитесь, что за этот месяц малыш столько всего обойдет, увидит и познает. Суть раннего развития в том, чтобы ребенок стал лучше, чем он сам мог бы быть, или лучше, чем вы были в его возрасте. Нет такой методической литературы, в которой бы комплексно описывались необходимые занятия с ребенком от и до. Каждая семья проходит свой путь, выбирая то, что подходит малышу. Сегодня методик развития много, и маме необходимо выделить из предложенных то, что подходит ее ребенку, и самостоятельно выработать свою методику.
Каждый возрастной этап развития ребенка можно сравнить с «этажом», занимающим свое место в структуре целостной личности. На каждом «этаже» формируются определенные психически е свойства и способности, необходимые для перехода к следующему этапу.
У малыша до трех лет происходит период интенсивного роста и развития мозга, и в этот период необходимо заниматься с ребенком по максимуму.
Основная задача инструкторов центра «Семья от А до Я» – познакомить родителей с возрастными особенностями их детей, предупредить отклонение в психическом и физическом развитии. Познакомить с разными методиками развития. В первый год жизни особенно важно установить доверительные отношения между малышом и мамой. Поэтому большое внимание уделяется становлению эмоционального взаимодействия между ребенком и взрослым. Активно идет развитие зрительного и слухового восприятия. Предполагаются игры, стимулирующие и развивающие звуковую активность и предпосылки понимания речи. Особое внимание уделяется развитию движений рук и пальцев кистей. Малыша учат действовать с предметами.
Предлагаются игры для родителей и детей, рассчитанные на совместные действия. Это головоломки семьи Никитиных. Каждая игра – набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона и деталей из конструктора. Игры строятся в порядке возрастания сложности ? «от простого к сложному».
Мамам также предлагается создание «посильных» игрушек по методике Марии Монтессори. Малыш самостоятельно изучает окружающую его среду. Игры строятся на развитии образного мышления: ребенок учится на глаз оценивать количество, объем предметов независимо от формы, которую они принимают.
Мышление ребенка ? это губка, которая впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие», «плохие», «полезные» и «бесполезные». Поэтому большая роль в занятиях с малышами отводится предметной и социальной среде, окружению ребенка. Взрослый должен создать «правильную среду»: огромное количество предметов для сенсорных впечатлений (мелкие бусинки, кубики, шершавая, гладкая поверхность игрушек, жидкость, сыпучие предметы), которые являются потребностью ребенка.
Цель детских занятий центра ? не «выращивать гениев», а давать советы родителям, желающим открыть ребенку мир с самых первых дней его жизни.
Раннее развитие подразумевает вырабатывание навыков самостоятельности, любознательности, тяги к новым знаниям. Лишь при вложении в занятия максимума любви и терпения к ребенку достигаются результаты. Малышу нужно создать ту обстановку, которая поможет ему раскрыться.
Алла Муштай, инструктор по развивающим играм центра«Семья от А до Я» г. Симферополь
|